Богатство России заключается не только в залежах полезных ископаемых, но и в огромных потенциальных возможностях по развитию индустрии туризма.
Наша страна занимает 1/5 часть планеты, находится в девяти часовых поясах и имеет на территории как субтропическую природу, так и природу Заполярья. Здесь есть множество уникальных мест, интересных как с познавательной точки зрения, так и для организации отдыха, в том числе активного.
К сожалению, экономическое значение туризма осознается далеко не всеми руководителями регионов России. Тем не менее это сделать необходимо. Ведь развитие туризма как цепная реакция повлечет за собой развитие почти всех отраслей экономики.
Мировая практика показывает, что как только где-либо образуется туристический центр, вслед за этим начинается бурное развитие гражданского и дорожного строительства, транспорта, легкой и пищевой промышленности. Соответственно появляются новые рабочие места, увеличивается поступление налогов в бюджет и конечно же решаются многие социальные проблемы.
Для примера приведем Австрию. В первой половине XX века она была довольно-таки бедной страной. В наихудшем положении находились люди в ее горных районах, таких как Тироль, Форарльберг. Из-за малого количества солнца и прохладного климата здесь плохо росли сельскохозяйственные культуры, люди в основном занимались животноводством. Для жизни этого было мало, и мужчины на зиму уходили за заработками в Италию. Чтобы прокормить детей, их отправляли в Германию на работы к немецким фермерам.
После окончания Второй мировой войны в этих районах стал интенсивно развиваться туризм, особенно горнолыжный. Государство максимально способствовало этому. Со временем маленькие горные деревни стали превращаться в тури-стические центры. Крестьянские дома переделывались под небольшие гостиницы, строились ресторанчики и новые гостиницы. Крестьяне, став еще и предпринимателями, начали вкладывать заработанные деньги в строительство канатных дорог.
Процесс развития этих туристических деревень продолжается и сейчас. В данный момент там живут, как отмечают сами австрийцы, од-ни из самых обеспеченных людей этой страны. А ведь Австрия считается одной из самых обеспеченных стран Европы и мира. И живет эта страна теперь не только за счет туризма, но и за счет высокотехнологичных производств, развитию которых во многом способствовал туристический бизнес.
Другой пример: Франция. После Второй мировой войны ее экономика была в полном упадке. Президент Франции Шарль де Голль в одном из первых своих послевоенных указов провозгласил необходимость развития туристической индустрии как средства для возрождения экономики.
Для этого значительную часть средств, полученных Францией по плану Маршалла, он направил на строительство как зимних (в Альпах), так и летних туристических центров - на морских побережьях. Сегодня Франция является одной из популярнейших стран для летнего и зимнего туризма. При этом она является одной из наиболее экономически развитых стран мира.
Наше предприятие СКАДО не занимается непосредственно организацией туризма, но наша деятельность по строительству канатных дорог напрямую способствует развитию этой отрасли в России. На сегодняшний день СКАДО - практически единственное производственное предприятие в России, которое выполняет весь комплекс работ по строительству канатных дорог всех типов, а именно: проектирование, изготовление оборудования и металлоконструкций, строительство и монтаж канатных дорог, обучение обслуживающего персонала, сервисные и ремонтные работы этих непростых и ответственных сооружений.
Россия имеет свою историю этого вида грузового и пассажирского транспорта. Первая в России одноканатная подвесная дорога была сооружена в 1870-1871 годах близ станции Покров Московско-Нижегородской железной дороги. А уже к началу Первой мировой войны общая длина канатно-подвесной сети нашей страны составляла около 10% общей протяжен-ности таких дорог в мире. В период с 1917 по 1991 год в бывшем СССР было построено около 110 подвесных дорог.
В большинстве это были грузовые канатные дороги для горнообогатительных комбинатов, шахт, цементных и химических заводов. Использовались канатные дороги и для строительства гидроэлектростанций. Доля пассажирских канатных дорог была невелика. Они были, например, в городах Сочи и Ялте, в Домбае, Терсколе, Чимбулаке (Алма-Ата), ряде других мест.
До 1991 года в бывшем СССР эксплуатировалось всего около 40 таких сооружений. В то время как в Австрии их было уже около 3,5 тысячи, во Франции - около 3,8 тысячи, примерно по 2 тысяче подвесных дорог действовало в Швейцарии и Италии. Учитывая, что в этих странах практически все канатные дороги являются частной или акционерной собственностью, само их количество говорит о том, какой они дают экономический эффект. В нашей стране в начале 90-х годов с внедрением рыночной экономики и началом спада в промышленном строительстве спрос на строительство грузовых канатных дорог упал практически до нуля.
В то же время с появлением небольших частных туристических центров стал увеличиваться спрос на горнолыжные буксировочные канатные дороги, а затем и на более крупные пассажирские канатные дороги. В этот период наше предприятие (завод), находившееся до этого в составе Минмонтажспецстроя СССР, становится самостоятельным. Сначала мы стали арендным предприятием, а затем акционерным обществом "СКАДО" ("Самарские канатные дороги").
В период преобразований профиль деятельности предприятия был не только сохранен, но и расширен. Из завода - производителя металлоконструкций для канатных дорог предприятие превратилось в полно-ценную фирму, выполняющую весь комплекс работ по строительству таких ответственных сооружений, как канатные дороги. Для этого с 1991 года создаются сильные проектная и конструкторская службы. В результате этого шага предприятие отказывается от услуг посторонних институтов, ранее разрабатывавших проекты канатных дорог. Созданы сильные монтажные и строительные подразделения, которые теперь уже имеют опыт проведения работ не только на территории России и стран СНГ, но и в Австрии, выполняют монтажные и демонтажные работы по канатным дорогам.
В период с 1992 по 1996 год нашим предприятием было самостоятельно спроектировано, изготовлено и построено 6 пассажирских подвесных канатных дорог собственной конструкции и более 30 буксировочных канатных дорог для горнолыжников. В эти же годы с целью внедрения самых передовых технологий и разработок в конструкции российских канатных дорог наше предприятие устанавливает тесный контакт с мировым лидером по производству канатных дорог - австрийской фирмой Doppelmayr.
Эта фирма также проявила большой интерес к созданию партнерских отношений и своего представительства в такой стране, как Россия. К этому времени Doppelmayr уже имела опыт работы в 68 странах мира, где в общей сложности с несколькими своими дочерними фирмами реализовала свыше 8000 проектов канатных дорог. В результате общих интересов по строительству современных канатных дорог России Doppelmayr приобрела предложенную ей значительную часть акций "СКАДО", после чего предоставила многие свои технологии и разработки в Россию. Для обеспечения качества изделий и услуг, отвечающих всем международным требованиям, с самого начала совместной деятельности СКАДО - Doppelmayr стала прак-тиковаться периодическая стажировка сотрудников СКАДО (инженеров, конструкторов, монтажников) как в головном офисе в г. Вольфурте (Австрия), так и на стройплощад-ках в различных странах мира.
Сегодня СКАДО - Doppelmayr имеют на своем счету уже многие совместные проекты. Так, в 1997 году в рекордные сроки на территории базы отдыха "Лужки" под Москвой была построена первая совместного производства парнокресельная канатная дорога. В марте 2000 года в Челябинской области рядом с г. Трехгорный СКАДО был построен самый современный на сегодняшний день гор-нолыжный комплекс России, состоящий из 5 современных канатных дорог. Одна из них - скоростная канатная дорога с 6-местными креслами и длиной 2,2 км - не имеет на сегодня в России даже близких аналогов. В последние годы было построено немало пассажирских канатных дорог и в других регионах России. Так, например, по инициативе главыг. Междуреченска Кемеровской области были построены две пассажирские канатные дороги. Одна из них, с закрытыми застекленными кабинами, служит в качестве переправы через реку Томь.
Были построены кресельные канатные дороги в Саяногорске, четвертая очередь в комплексе ранее построенных канатных дорог в Красной Поляне (г. Сочи), канатная дорога в Цейском ущелье Республики Северная Осетия-Алания (по инициативе президента этой республики), две канатные дороги в Подмосковье (с. Курово Дмитровского района), канатная дорога в Казахстане (г. Темиртау).
В настоящий момент заканчивается проектирование новых комплексов канатных дорог в г Казани, в Красной Поляне (г. Сочи), на Сахалине, во Владивостоке и некоторых других регионах и городах России.
За последние пять лет фирмой "СКАДО" было построено также несколько десятков буксировочных канатных дорог для горнолыжников.
Наше предприятие поддерживает тесную связь со всеми владельцами построенных нами канатных дорог. И мы знаем, как активно начинает развиваться туризм там, где появляются эти ответственные сооружения, обладающие свойством транспорта в труднодоступных горных регионах и через водные преграды и одновременно свойством экзотического аттракциона. Можно смело сказать, что канатные дороги способствуют быстрому развитию туризма в нашей стране, а значит, и развитию экономики и улучшению жизни людей в России.
Есть у меня и моих коллег мечта: построить переправу через великую русскую реку Волгу в Самаре.
Уже разработано техническое предложение скоростной и всепогодной канатной дороги-переправы. Это абсолютно реальный проект, Строительство такой канатной дороги было бы ярким событием не только для Самары, но и для всей России, Наш проект представлялся в администрации г. Самары и в департаменте по строительству администрации Самарской области, обсуждался в местных средствах массовой информации и всегда имел единогласную поддержку, в том числе и возможных оппонентов, таких как речной и авиационный транспорт (вертолет). Главное сегодня - найти источники финансирования проекта.
Строительство высокопроизводительной канатной дороги в сотни раз дешевле, чем строительство моста. Это экологически чистый и экзотический транспорт. Он сильно способствовал бы развитию туризма в Самаре и Самарской области. Ведь на правом берегу Волги и в Жигулевских горах есть прекраснейшие возможности для создания уникального всесоюзного туристического комплекса российского масштаба.
Эта канатная дорога решит и многие социальные проблемы жителей сел, расположенных на правом берегу Волги, то есть напротив г. Самары. Сегодня изза отсутствия регулярной и надежной переправы жизнь в этих селах с ноября по май каждого года замирает, И это несмотря на то, что эти села находятся буквально в 2-3 км от центра 1,5-миллионного г. Самары.
Непросто решить вопросы начала строительства такого сооружения, как канатная дорога через Волгу, но уже есть много единомышленников в Самаре, и я уверен, что вместе мы сможем осуществить этот красивый и нужный проект.
Автор: Козловский А.Е